fringilla_pinso (fringilla_pinso) wrote,
fringilla_pinso
fringilla_pinso

Лесков в школе

Как давно я не окуналась в школьную атмосферу... Нам дали пяти и шестиклассников. Когда пятиклашки входили (а 6-ти уже сидели), 6-ти классники удивленно на них глянули:
- Да это же пятый! (Огромная разница в возрасте)
Это была так называемая "внеурочка", которая сейчас введена повсеместно. Седьмой урок. То есть дети уже устали и им надоело, хочется скорее домой. На этом фоне, думаю, меня даже слушали с интересом, потому что я пыталась не дать им расслабиться.
Интересное наблюдение. В классе было слишком солнечно, экран плохо видно. На окнах вертикальные жалюзи + светомаскировка. Не могу дотянуться до маскировки сама, попросила школьника встать на стул и закрыть.
- А это не наш класс....
Мол, нам тут ничего трогать нельзя. И мы такими же были, и нам нельзя было ничего трогать в чужих классах, но я уже забыла это. Но потом мальчишка все равно закрыл.
Подумала, что слушать биографию Лескова им будет нудно. Сказала буквально пару слов и пошла в наступление. Стала читать им "Грабеж" и по ходу забрасывать вопросами: что означает то или иное слово.
- Что значит "рубль на полтину не ломать"?
- Кто такие старообрядцы?
- Что значит "щепотница",  "шугай", "пронизи", "взять за клин", "дать барашка в  бумажке"?
- Кто такой "ктитор", "живейный извозчик", "трепач"?
Обнаружила, кстати, что один абзац Лесков практически полностью заимствовал из сказки о Горе-Злосчастии, вложив его в уста маменьки. "Не ходи, чадо, в игры и в братчины, не пей двух чар за единый вздох, не ложись в место заточное, да не сняли бы с тебя драгие порты, не доспеть бы тебе стыда-срама великого и через тебя племени укору и поносу бездельного (...)".
Повторили немного "Левшу", но дети отвечали слабо. Долго не могли сообразить, какие два слова скрываются в "бюстрах".
Спросила, путешествовали ли они по России и слышали ли где-нибудь слова, каких не услышишь в Подмосковье. Путешествовали. Но никто ничего не назвал. Очень удивились, услышав про питерский поребрик.
Время пробежало быстро. Когда меня перестали слушать, учительница сказала "это синдром звонка". Т.е. почувствовали, что скоро конец урока и можно наконец-то домой. Зашевелились и загудели.
Когда я уходила, учительница даже слегка извинялась, что дети были "без подготовки". Но мне все понравилось. Детишки тянули руки и пытались ответить. Правда робко, но все-таки. И такие они все милые, домашние и ухоженные, прям погладить хотелось :-)

Если вам станет грустно, послушайте аудиокнигу Н.Лескова "Грабёж". Это прелестно и весело.

Tags: русская литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments