fringilla_pinso (fringilla_pinso) wrote,
fringilla_pinso

Ахтуба-2013

Это моя 3-я поездка на Атубу, которая пролетела как-то слишком быстро, но была полна новых, свежих, ранее неизведанных впечатлений. Вообще не люблю ездить дважды в одно место, но теперь поняла, что, глядя на окружающие землю и воду простым, поверхностным взглядом, упускаешь очень много удивительного и интересного. Например, всякий раз возвращаясь из похода, я даю себе слово в следующий раз фотографировать пауков, столько много их разных встречается. Но потом этого не делаю, потому что пауки хороши на картинках, а в жизни пугают и вызывают отвращение :-)) Особенно, когда лезут в палатку и в рюкзаки.

Итак, прощай, мягкая постель и вода из крана! Да здравствует Wildlife! :-)

Поезд Москва-Астрахань, как обычно, уходил в полночь с Павелецкого вокзала. Весь следующий день мы были в пути и прибыли на станцию Ашулук около 5 утра.

Ваник на полке

В пути обычные развлечения - еда, пиво, книги, шахматы, гуляние по перрону на длинных остановках (Саратов, Мичуринск, Тамбов)

шахматы в поезде

По пути проезжали г.Аткарск, про который знаю только то, что оттуда родом в прошлом битая мужем певица Валерия. Она рассказывала в интервью, как сбегала от мужа в родной Аткарск.

аткарский элеватор

элеватор крупно

В Саратове большой мост через Волгу. Обожаю эти необъятные просторы и воду.

мост через Волгу

Станция Ашулук в 5 утра. Стоянка поездка 2 минуты. Надо успеть выкинуть вещи. Когда все выгрузили, и поезд уехал, выяснилось, что забыли в поезде сумку с едой, с моим большим фотоаппаратом, с навигатором и еще массой нужных вещей. Побежали будить дежурную по станции.  Та связалась с милицией следующей большой станции - Аксарайская - и нам обещали сумку с поезда снять. Один полицейский ехал потом из Аксарайской домой в Харабали и по пути завез нам сумку на Ашулук. Отделались бутылкой коньяка, хотя полицаи делали вид, что раздумывают, что бы с нас еще взять за такую услугу.

Высадка в Ашулуке. Холодно. Ваня в двух куртках и свитерах. Вообще он у нас парниша-герой. За 5 лет жизни был уже в 3 походах. И высаживаться из поезда до рассвета ему не впервой.

замерзший Ваник

Солнце только встаёт

рассвет в Ашулуке

Как обычно, мы поймали машину, которая добросила вещи до реки, в нее сели и Димка с Ваником. А я, Света и Володя пошагали пешком. Еще раньше на машине уехали Мишка и Шурик. Солнце уже светило вовсю и идти было не далеко. Но я всю дорогу тайно унывала, потому что птички вокруг роились толпами - удоды особенно, а еще видела дятла, который пытался долбить деревянный столб - а у меня с собой была только простенькая мыльница. Камеру в утерянной сумке полицай привез гораздо позже. Впрочем, и мыльницей я немного поснимала окрестности.

Станция называлась Ашулук, а населенный пункт - Тамбовка

герб тамбовки

1 мая здесь уже вовсю цвела сирень. У нас в теплый год сирень расцветает к моему дню рождению, т.е. в середине мая, а в обычный год - к концу мая.

куст сирени

Я всегда обожала сирень. Даже в детстве, когда мы с подружками сочиняли "страшные истории", сделала главным героем своей истории куст сирени, внутри которого жил железный злодей. Потом по сюжету куст сожгли и злодей расплавился.

сирень

Далее виды Тамбовки

кафе Эдем

мозаика на стене

Сколько нелепого пафоса вокруг такого тривиального события - строительства детской площадки.

детская площадка

Ей-ей не вру, общество так и называется - "Ей".

общество ей

наличники

Тамбовка

Тамариск цветет

розовый куст

Ну, вот. Вещи и мы на берегу. Я качаю баллон катамарана пневматическим китайским насосом, который хорош тем, что мало весит и работает на вдох-выдох, т.е. ни одно движение даром не пропадает.

качаю баллон

Ваня и Мишкины болотные сапоги

Мишкины сапоги

Светик отдыхает после раннего подъема

Света спит

Мишка и Димка собирают палубу

сбор палубы

Упитанная лягуха, которую Ванька безуспешно бомбардировал щепочками.

лягуха

Осиные (видимо) соты

осиные соты

В первый день я плыла с Ваником в лодке, а остальные на катамаране. С греблей особенно не напрягалась, часто просто дрейфовала по течению и осматривала берега, искала птичек. Однако в первое плавание птиц мне совсем не попалось. У берега на деревьях голосили зяблики, но мне хотелось чего-то поинтереснее. Думала, что увижу массу уток, но их практически не было. Пролетали где-то вдали и быстро прятались за деревьями.
Мы с такой жадностью окунулись из московских +15 в астраханские +30, и солнце нас в первый же день так щедро огрело, что на завтра у Ваньки на ушах вздулись волдыри. Когда-то в школе я участвовала в соревнованиях санпостов и, если не ошибаюсь, сын мой получил ожог первой степени.

Света, Шурик, Володя (фотографирует), Мишка, Димка.

катамаран

(...) Тот занемог, не перенес
трудов далекого пути.
Он был, казалось, лет шести
(...)

Еще бы. Встать в 4 утра. Само собой, ребеночек довольно быстро у меня скапустился.

Ваник спит в лодке

Закимарил и Мишка, пока Димка во время остановки осматривал берег на предмет, можно ли разбить лагерь.

Миша спит

Из разведки Димка вернулся с черепахой, которую где-то подобрал. Она сначала испуганно на нас таращилась, а потом, поняв, что никто ее не держит, быстренько бултыхнулась в воду.

черепаха

И вот стоянка найдена, лагерь разбит. Мишка пошел порыбачить

Миша ловит

Шура занялся шашлыком

шашлык

Шура жарит шашлык

Доедали его потом дня 3 :-)

шашлык жарится

Невдалеке паслись коровы. Видно, какие большие кругом разливы. И за все время нашего плавания вода только продолжала прибывать и все затапливать.

стадо коров

конь и корова

На другое утро Володя заметил маленькую тоненькую змейку, которая попыталась спастись от нас бегством, забилась под куст, но мы ее догнали, приподняли листья и сфотографировали.

змея под кустом

голова змеи

Эти колючки очень острые. Если валяются на земле, могут больно впиявиться в ногу.

паутинка

Во второй день та же жара. Плывем дальше.

коровы в воде

На обрывистом берегу мусульманское кладбище

мусульманское кладбище

Проплываем ферму

овечки

хрюндель

Да, кстати. На второй день я уступила лодку Свете и Володе, потому что сама была обгорелая и без сил.

Света и Володя

Следующей нашей стоянкой по плану должен был быть чудесный песчаный берег, где мы рассчитывали простоять минимум два дня, а то и больше, если будет рыба. Но воды оказалось так много, что весь песок был затоплен, а на единственном высоком мысу уже стояли туристы. Нас сильно утомили гребля и солнце, и мы с нетерпением высматривали хоть какое-нибудь место, где можно остановиться. В итоге нашли небольшой кусочек суши, которую окружали река и необозримые разливы.

дерево в воде

На этом клочке земли, как видно, искали спасения и насекомые. Все вокруг просто кишело крупными черными кузнечиками, которые забирались под тент палатки, в рюкзаки, сумки, одежду, куда угодно. Потом мы еще долго возили их с собой от стоянки к стоянке, а нескольких даже привезли домой.

кузнечики 2

Потолок палатки. Хорошо еще, что они не внутри, а снаружи, под тентом.

кузнечики

Володя не сидел без дела. Надел Мишкины сапоги...

Володя в сапогах

...и сунулся в воду, не зная броду.

Володя в воде

Потом ему захотелось побродить по затопленным лугам, и Шура перевез его на другой берег

Шурик и Володя в лодке

Димка тоже сбегал на тот берег и где-то в ериках наловил немного рыбки, которую мы в тот же вечер зажарили на решетках.

рыба на решетке

На этой стоянке мы впервые встретили южнорусского тарантула. В дальнейшем они встречались нам все чаще и пугали, неожиданно вылезая из палатки или из рюкзака

тарантул и палец

Укус этого тарантула не опасен для человека. Правда, я вычитала это уже дома :-)

тарантул

южнорусский тарантул

На другой день мы снова бороздим бескрайние речные просторы.

река

Света и Володя снова в лодке. Сзади у них на веревке бутылка пива. К катамарану тоже привязывали пиво, но две бутылки подряд было упущено. Хотя одну из них мы потом настигли и вернули на место.

Света и Володя в лодке

В пути встречали черепах. Некоторые быстро прятались в воду, но некоторые спокойно позировали.

черепаха на бревне

За поселком Заволжский, где мы заходили в магазин, свернули в ерик Казачий. До сих пор мы боролись со встречным ветром на большой воде и думали, что в узком ерике течение сразу понесет нас вперед, но не тут-то было. Встречный ветер здесь просто сбивал с ног. Мы гребли изо всех сил, но либо стояли на месте, либо нас просто сносило к берегу. Легкая лодка без помех унеслась вперед, а тяжелый катамаран застрял на одном месте. Пришлось всем выходить и брести по берегу, таща катамаран за веревку.

волок

Димка гребет, а бурлак Шурик тянет его за веревку.

Димка гребет против ветра

Мы с Ваником шли мимо стада овечек

ягненок

и мимо фермы, где царит мерзость запустения

ферма

ферма 2

ферма 3

ферма 4

Пока мы идем по берегу солнцем палимы, лодочка спокойно проплывает мимо.

Света гребет

"Высоко в горы вполз уж..."

уж на обрыве

"...и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море"

змея в норе

Наконец, очередная стоянка. Наш любимый высокий берег из-за воды сделался низким.
Вид из палатки.

вид из палатки

На высоком берегу оказались просто горы, свалки мусора после рыбаков и туристов. Мы принялись убираться, подняли трухлявый пенек, и под ним оказалось змеиное гнездо.

змеи под пеньком

На следующий день, 5 мая, была пасха. Света с Володей припасли для всех подарки

пасхальные яйца

А я, наконец, всем раздала радужные футболки с черепахами
Красный - Дима, оранжевый - Володя, желтый - Ваник, зеленый - Мишка, голубой - я, синий - Шурик, фиолетовый - Света

радужная компания

радужная компания 2

Володя - турист-новичок, поэтому стремился испытать все 33 удовольствия. Купался в леденющей воде.

Володя купается

Потом, как обычно, поплыли дальше. И встретили чудом уцелевший, не залитый водой песчаный берег.

песчаный пляж

Там я набрала песка для коллекции. Это мой первый речной экземпляр. Ракушки найдены там же.

песок Ахтубы

Внизу слева направо песок морской: Анапа, Мексика, Греция, Италия. У всех пяти разный цвет.

5 песков

Плывем дальше. Пастух переходит разлив

пастух вброд

После долгого плавания и тщетного поиска стоянки мы снова находим маленький кусочек, не залитый водой, где можно встать. Главное, что там есть деревья, которые с утра не дадут умереть от жары. Здесь я снимала колонию кобчиков.

Ваня с лопатой

На утро, когда я просыпаюсь, лодки на месте нет. Света и Володя уехали на рыбалку. И вернулись не с пустыми руками

рыба в банке

Жаркой занимался, конечно, Шура. Большой любитель и спец в этом деле.

жареная рыба

Мишка был помощником повара, ему дозволялось переворачивать рыб.

Миша жарит рыбу

В это день нам предстояло расстаться со Светой и Володей. Они торопились в Москву по делам, собирались сойти с дистанции раньше и поймать машину, которая довезет их до станции Аксарайская, где можно сесть на поезд. Мы вместе доплыли до маленького поселка Лапас, где делали обнос через понтонный мост

понтонный мост

и за ним распрощались с уезжавшими.

От шоссе нас как обычно отделял небольшой разливчик. Димка поработал паромщиком и перевез Свету с Володей на ту сторону. Лодку они забрали с собой в Москву, чтобы нам было меньше тащить, и Димка переходил обратно вброд.

Дима паромщик

А мы решили тут же и заночевать, т.к. солнце уже садилось, а берег был довольно приятный.

Шурик ведет катамаран

На следующее утро мы собирались сделать последний рывок до Аксарайской. По шоссе до нее 20 км, а по воде, учитывая разные изгибы, все 30.
Но перед отъездом Димка решил поискать клады. Не зря ведь, в самом деле, металлоискатель с собой таскал.

кладоискатели

Дима ищет клад

Обнаружились довольно любопытные находки.

Очередная медная копейка

копейка

Обломок довольно тяжелой пряжки

пряжка

И какие-то непонятные, довольно увесистые металлические предметы. Они были найдены в разных местах недалеко друг от друга.
По весу - металл, скорее всего, свинец. Вверху слева - целая, справа вверху и внизу - половинка, внизу слева - целая, сложенная пополам.
Что это может быть? Есть версия, что это старинные свинцовые пломбы.

находка

Но нужно плыть дальше, если завтра хотим сесть на поезд. Отчалили мы в 11 утра и в 18.30 уже были в Аксарайской.
Во время отплытия нас провожали лошади.

лошади у воды

лошади пьют

По пути встретился еще один понтонный мост в поселке Комсомольский. Снова делали обнос.

рыбаки на мосту

Там Мишка решил половить селедку вместе с местными, но ничего не клюнуло. Зато пока он рыбачил, я успела поснимать удода.

Мишка на мосту

Потом мы снова сели на катамаран и снова погребли. В 18.30 были на берегу Аксарайской. Димка сразу же сбегал, купил билеты на завтрашний поезд, уходивший в 14.00. Стоянка, как обычно, 2 минуты, за которые нужно успеть с горой вещей добежать до нужного вагона (нумерация с головы хвоста) и погрузиться.

День отъезда выпал на 9 мая, но на станции не было ничего, что напоминало бы о празднике. Кругом царила сонная тишина. У нас оставалось время до поезда, и мы перекусили в шашлычной. А еще я в местном магазине выклянчила казахстанскую монету 20 тенге - граница с Казахстаном всего в 10 км - у меня ни одной нет в коллекции.

шашлык в закусочной

Мы довольно удачно рассчитали остановку своего вагона, и погрузились очень резво. Проводники в честь праздника были при параде и с георгиевскими ленточками.
9 мая ж/д тарифы снижены на 50%, и мы ехали в купе, как белые люди. Единственный минус - Димке удалось взять только верхние полки, хорошие места раскупили еще в Астрахани. Мне повезло - в нашем купе ехала мама с мальчиком Ваниного возраста, у которого оказался с собой целый мешок лего. Хвала небесам, мама мальчика уступила Ваньке свою нижнюю полку, иначе я не знаю, как бы мы спали. Мальчики по пути не только играли, но и много раз дрались и ссорились, но в итоге мы кое-как доехали. На вокзале нас встречала Машуня. Димка поехал за машиной на Черкизовскую, чтобы потом отвезти Мишку с вещами. А мы с Маней, Ваней и Шуриком пошли ловить такси. Шура ехал в Сокольники, и мы сели на хвост до трех вокзалов. Мне очень понравилось, как нахально Шурик сбивал цену у таксистов.
- Пятьсот до Сокольников! - весело предложил он первому, кто встретился, на шикарной иномарке.
- Не, мужик, ты чё, шутишь, за тысячу поеду.
Шура торговался, пока цена не сползла до 600, но мы все равно в ту машину не сели, а пошли дальше. Как известно, чем дальше от вокзала, тем дешевле такси.
- Триста до Сокольников! - весело предложил Шурик второму таксисту, и я подивилась его наглости. Таксист на удивление сразу же согласился, только попросил, чтобы мы объяснили ему, как ехать :-) У него есть навигатор, но мало ли что.
- Да я сам буду навигатором, - весело сказал Шурик, усаживаясь.
Оказалось, наш улыбчивый таксист родом из Афганистана. 20 лет назад учился в Ленинграде, поэтому хорошо говорит по-русски. Уезжал на родину, потом вернулся в Россию, купил тут машину и решил зарабатывать извозом, почти не зная Москвы. Безумству храбрых поем мы славу! Меня всегда восхищали такие авантюристы. Главное, навигатор есть, а там прорвемся. Доехав до Комсомольской площади, мы распрощались с веселым Шурой и жизнерадостным таксистом, и медленной скоростью почапали на родной Ярославский вокзал, где сели в электричку и поехали в родной Королёв. Ваня листал журнал про смурфиков, Маша слушала музыку в плеере, а я читала на ридере "Дело Артамоновых" Горького.
Кстати, за время похода я прочла на ридере целых два литературных произведения, где мне встретилось слово "льзя" - Конёк-горбунок" и пьесу Грибоедова "Молодые супруги". Путешествие во всех отношениях удалось.

Tags: Ахтуба, водные походы, клады, песок